Плащ и кинжал |
Закон «О коммерческой тайне» с позиций исследователя предпринимательских рисков 9 июля 2004 года принят Государственной думой и 29.07.04. подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон № 98 «О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ». Надо полагать, что теперь закончатся стенания некоторых «больших» радетелей от бизнеса и структур коммерческой безопасности и, как правило, ранее имевших отношения к различным силовым структурам, о трудностях и даже невозможности защиты коммерческой тайны из-за отсутствия соответствующего закона. Следует отдать должное, закон получился довольно компактным (16 статей). Рассмотрим вкратце несколько статей, представляющих особый интерес, с позиций исследователя предпринимательских рисков. Статья 1 (извлечения). Цели и сфера настоящего Федерального закона Пункт 1 определяет, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. В статье 3 Федерального закона дано определение коммерческой тайны и информации, составляющей коммерческую тайну. Статья 3 (извлечения). Основные понятия, используемые в настоящем Федеральным законе Пункт 1 определяет понятие коммерческой тайны, как конфиденциальную информацию, позволяющую ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Пункт 2 определяет понятие информации, составляющей коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Данные понятия имеют прямое отношение как к исследованиям предпринимательских рисков в целом, так и к коммерческой разведывательной деятельности в частности. Первоочередным объектом коммерческой разведки, что бы ни говорилось или писалось по данной теме, выступает именно информация, содержащая коммерческую тайну, информация, позволяющая достичь стратегического превосходства над оппонентами в той или иной сфере бизнеса. Огромное значение в этом вопросе имеют правила использования полученной информации, содержащей коммерческие или иные секреты по исследуемому объекту. Коммерческая тайна и искусство разведки Стоит признать, что, пожалуй, впервые в рассматриваемом ЗАКОНЕ законодатель определил и, в какой - то мере, узаконил разведывательную, или, если быть более точным, исследовательскую деятельность. Так, в статье 4 ЗАКОНА – Право на отнесение к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации, пункт 2 гласит: 2. Информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо. Однако на этом хорошие новости практически и заканчиваются. Пункт 4 той же (4) статьи определяет: 4. Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации… На практике, какими бы научными изысканиями и инструментарием Вы бы ни добыли интересующие Вас сведения, отважным коммерческим разведчиком Вы будете являться только в глазах своего шефа и узкого круга друзей и знакомых. Для всех остальных и, в особенности, для пострадавшей стороны все это явно незаконно и относится к «грязным» методам промышленного или коммерческого шпионажа, а потому потерпевшая сторона приложит максимум усилий, вплоть до привлечения судебных, контролирующих или правоохранительных органов, для того, чтобы подвергнуть Вашу фирму всем доступным мерам карательного характера. Тем не менее, коммерческая разведка не только имеет право на существование, но и успешно функционирует не нарушая, при этом, законов, правда для достижения положительных показателей в исследованиях необходимо соблюдение нескольких правил. Ум, информация, знание – по – английски «intelligence»; в то же время это слово одновременно означает «разведка». Впрочем, между аналогичными терминами русского языка тоже существует тесная связь: «знать» – это «ведать»; «разведывать» – это «узнавать», «распознавать», приобретать «знания» (информацию), но в своем узком смысле термин «разведка» обозначает «тайное обследование (изучение) со специальной целью». Понимаемая таким образом, разведка существует с незапамятных времен. Что подразумевает «тайное обследование (изучение) со специальной целью»? Прежде всего то, что все разведывательные (исследовательские) мероприятии осуществляются в тайне. Чем большее значение имеет та или иная информация при решении задач в любой области (науки, техники, технологии, экономике, бизнесе, управлении и т.п.), где действуют конкурирующие интересы различных групп пользователей, тем более жесткие ограничения накладываются на доступ к такой информации. Однако жесткие ограничения на доступ к информации вынуждает сторону оппонента использовать, для ее добычи различные, изощренные методы т.н. несанкционированного доступа. Необходимо отметить, что информация, полученная в результате несанкционированного доступа, редко становится широкодоступной. Как правило, пользователь, получивший несанкционированный доступ к информации, стремится использовать скрытно (тайно) в рамках своей информационной и коммерческой среды, накладывая на нее дополнительные (еще более жесткие ограничения), с тем, чтобы обеспечить себе дополнительные преимущества в решении своих задач, создав у конкурирующей стороны эффект «неосведомленности». «Скрытое» использование информации, полученной в результате несанкционированного доступа, обеспечивает конкурирующей стороне дополнительные преимущества. Поэтому многие виды такой информации имеют высшие уровни секретности и более длительные сроки рассекречивания (иногда такая информация не рассекречивается совсем, даже в тех случаях, когда ее рассекречивает исходный владелец). Начиная с конца 1942 года английский центр криптоанализа «Блетчли - парк» практически свободно «взламывал» код 3 - х дисковой шифровальной машины «Энигма», стоящей на вооружении бомбардировочной авиации люфтваффе. Правительство Великобритании было осведомлено о всех крупных стратегических операциях люфтваффе против Британии. Тем не менее, когда была получена превентивная информация о предстоящей массированной бомбардировке города Ковентри, военное командование смогло убедить У. Черчилля не предпринимать никаких особых мер по противодействию, ни в плане эвакуации жителей, ни в плане усиления противовоздушной обороны. В результате практически ковровой бомбардировки город был стерт с лица земли, погибло и было ранено несколько тысяч мирных жителей. Однако, немцы не заподозрили, что все их кодированные радиообмены не являются секретом для англичан, что позволило последним сохранить и удержать стратегическое преимущество и, в дальнейшем, помогло спасти тысячи жизней солдат и мирного населения. Материалы по дешифровке машинных кодов «Энигмы» (3 - х дисковой - ВВС и 4 - х дисковой ВМФ), лежащие в основе секретной операции «Ультра», в дальнейшем были предоставлены американской стороне для дешифровки уже советских кодов в рамках операции «Венона». Случаи массового раскрытия информации ограниченного доступа, обычно, приходятся на кризисные ситуации в развитии государств, организационных структур различного уровня, профессиональных групп и коллективов, т.к. это приводит к неконтролируемому разрушению систем доступа к информации и существенному нарушению правовой базы циркулирования информации. Наиболее яркие примеры кризисных ситуаций, связанных с утратой и вскрытием информации ограниченного распространения: ¶ Растаскивание научной, технической, экономической и политической информации Германии и ее союзников после поражения во второй мировой войне, когда из под контроля вышли промышленные секреты не только Германии но и США, Англии и других стран, находившиеся в научных и разведывательных массивах Германии; ¶ Подобная ситуация имела место и в нашей стране после распада СЭВ, Варшавского договора и СССР. Значительные информационные ресурсы, которыми обменивались участники в рамках научно-технического и промышленного обмена стали «обезличенными», а правовые рычаги ее использования полностью разрушены. Можно ли получить информацию, содержащую коммерческую тайну не нарушая положений закона? Как показывает практика – можно! Рассмотрим некоторые аспекты оборота, добывания и использования информации, содержащей коммерческую тайну. Возникает резонный вопрос – как возможно на законных основаниях преодолеть принятые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране конфиденциальности этой информации? Для начала разберемся с мерами по охране конфиденциальной информации и возможностями ее получения. Система защиты сведений, отнесенных к коммерческой тайне и их носителей в организациях имеющих подобные информационные массивы, как правило, складывается из: ¯ органов защиты коммерческой тайны; ¯ средств и методов защиты коммерческой тайны; ¯ проводимых мероприятий. Иными словами организация создает собственную (или нанимает постороннюю) службу безопасности и охраны, которая, в свою очередь, среди прочих попутных задач, должна решать и следующие задачи, касающиеся сохранения коммерческой тайны: ¯ предотвращать необоснованный доступ (в том числе открытый) к сведениям и работам, составляющим коммерческую тайну; ¯ организовывать и обеспечивать пропускной и внутриобъектовый режим в помещениях организации, особенно если имеются зоны ограниченного доступа и т.п.; ¯ осуществлять мероприятия и контроль по обеспечению работы с документами, содержащими сведения, являющиеся коммерческой тайной; ¯ и т.п. Получение информации, содержащей коммерческие или иные секреты может быть значительно затруднено, если конечно служба безопасности работает профессионально. В самом деле, за высоким и охраняемым забором, в недоступных сейфах и защищенных компьютерных сетях храниться информация, предоставляющая неоспоримые, долгосрочные преимущества для оппонента, в случае ее получения. В этих условиях, казалось бы, и служба безопасности, и владелец коммерческих или иных секретов могут почивать на лаврах, если бы не одно - НО! У каждой коммерческой тайны, у каждого документа или носителя, содержащего подобные секреты - имеется ИСПОЛНИТЕЛЬ. Когда коммерческий разведчик (он же потенциальный исследователь предпринимательских рисков) стоит перед высоким и охраняемым забором, за которым хранятся секреты, ему нет никакой надобности лезть через забор или осуществлять иные операции по тайному физическому проникновению (ТФП) на объект исследований. Носители секретов и исполнители документов, такие секреты содержащие, сами рано или поздно покинут пределы охраняемой территории и войдут в зону доступности, а при соответствующей психологической обработке и адекватном вознаграждении предоставят и сами документы или их копии. Люди, как известно, сентиментальны, подвержены страстям, в том числе различным видам ненасильственного психологического воздействия. Если попытаться узнать мнение представителей различных служб безопасности каким образом возможно привлечение к сотрудничеству сотрудников охраняемых ими организаций, то, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев будут указаны следующие методы: ¯ шантаж; ¯ похищение; ¯ подкуп; ¯ физическое воздействие; ¯ и т.п. На самом деле в исследовательской (разведывательной) деятельности подобные методы, за редким исключением, не применяются. В противном случае все легальные и нелегальные разведчики, к примеру, СВР или ГРУ были выявлены как преступники и обезврежены в самые кратчайшие сроки. Удастся ли, к примеру, привлечь к сотрудничеству с российской разведкой американского конгрессмена, если отловить его утром в парке на прогулке и применить к нему меры физического воздействия или подкупив его? Другое дело если Вами заинтересовались компетентные органы. Они, например, могут проверить документы, осуществить задержание на 30 суток по закону «О терроризме», а в камере применить иные методы убеждения для дальнейшего сотрудничества. Кстати, обжаловать эти действия не всегда представляется возможным, поскольку сам факт задержания или проведения душеспасительных бесед, как правило, нигде не регистрируется, разве что в специальных учетах и литерных делах. Разведчик, постоянно находящийся на грани провала и действующий на чужой территории, не может позволить себе «роскоши» такой грубой работы. «Тонкость, тонкость и еще раз тонкость – вот сущность разведывательной работы». Работать во враждебном окружении возможно только с товарищем и другом. Поэтому один из древнейших методов сбора информации гласит – «хочешь получить доступ к информации, подружись с источником (человеком), имеющим к ней доступ». Правило актуально и поныне – подружись, но не шантажируй, похищай и т.п. Естественно, что если фирма «А» является конкурентом фирме «Б», то сближаться с источником фирмы «Б» разведчику придется как частному лицу или сотруднику фирмы «С», в общем как человеку не имеющему с фирмой «А» ничего общего, а потому не являющемуся врагом фирме «Б». Объемы данной статьи не позволяют описывать приемы сближения с источником и выведывания информации, впрочем, они достаточно широко освещены и представлены в литературе и кинематографе. Итак, в задушевных беседах с представляющим интерес лицом разведчик получил интересующие сведения, заметьте – не нарушая закона, без преодоления принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, т.е. не соприкасаясь со структурами безопасности вовсе. Однако с этого момента использование и оборот добытой информации только начинается. Особенности оборота и использования информации В повседневной жизни нам постоянно приходится сталкиваться с примерами использования коммерческих и иных секретов для достижения различных целей. Особенно ярко это проявляется в «войне компроматов» используемых в не совсем порядочных предвыборных и выборных технологиях, а также в различного рода «спорах хозяйствующих субъектов». Приходится признать, что в большинстве случаев в России, информация, обладающая той или иной коммерческой или иной ценностью, используется, как правило, для достижения разовых - тактических целей. Отечественные деятели, будь то предприниматели или иные заинтересованные лица, собирают информацию, а чаще компромат и задействуя (например, предавая огласке) ее в тех или иных ситуациях пытаются воздействовать на своих оппонентов, партнеров, конкурентов, должностных лиц и т.п. с целью обращения ситуации в свою пользу. При этом часто нарушая не только Конституцию России, но и другие федеральные законы о различного рода тайнах (банковскую, врачебную, адвокатскую и т.п.) и, кстати, четко ассоциируя себя как похитителей конфиденциальной информации и промышленных шпионов. Между тем, использование информации, содержащей различные секреты, для достижения разовых - тактических целей – это примерно тоже самое, что торговля на экспортном рынке сырой нефтью или необработанной древесиной. Если касаться международной торговли, то гораздо большие средства можно выручить при реализации, например, бензина (переработанной нефти) или обработанной древесины. В современном мире большинство западных и восточных коммерческих фирм и корпораций прекрасно знают, для чего они занимаются сбором, накоплением и обработкой различных сведений и данных, имеющих отношение к коммерческим, производственным и технологическим секретам своих оппонентов и как следует распоряжаться полученной информацией. Особенно в этом преуспели японские корпорации, недалеко от них ушли и педантичные британцы. Немногим известно, что начиная с 1931 года в Лондоне совершенно легально, как частное предприятие, функционировал Центр промышленного шпионажа. Главными задачами Центра являлись не только операции по добыванию важной информации для промышленных нужд страны, но и обучение коммерсантов основам исследовательской (разведывательной) работы. В настоящее время, чтя традиции, подобные курсы для британских предпринимателей находятся в ведении MI-6. В чем же заключаются особенности использования информации, полученной зачастую с очевидными трудностями? Главная особенность – использование информации для достижения долгосрочного превосходства (конкурентного или иного) стратегического характера над оппонентом. Именно поэтому, получив, в результате исследований, ценную информацию знающий коммерсант не станет: ¯ обнародовать такую информацию для широкого ознакомления; ¯ использовать ее для решения сиюминутных, разовых – тактических задач; ¯ ассоциировать себя (свою фирму) в качестве промышленного или коммерческого шпиона. Напротив, используя полученные данные и зная слабые и сильные стороны оппонента, хорошо зная его стратегию, возможности, планы и НАМЕРЕНИЯ, он попытается войти в образ мышления его руководства (или иных лиц) и понять, как оппонент будет реагировать на его действия в бизнесе, политике или конкурентной борьбе. Обладая подобным знанием, предприниматель может раз за разом упреждать своих оппонентов в действиях и значительно повысить свою конкурентоспособность и выживаемость не только в сфере своей деятельности, но выйти на другие рынки сбыта своей продукции, услуг и т.п. Добиться стратегического превосходства в бизнесе возможно лишь тщательно оценив ресурсы оппонентов, просчитав все возможные ситуации и хорошо представляя соотношения рисков и выгод каждой коммерческой сделки и общей ситуации на рынке. Тенденции развития бизнеса в России, особенности некоторых внешних факторов группы риска, воздействующих на бизнес, специфика конкурентной борьбы и, наконец, все более широкое присутствие на российском рынке конкурентоспособных иностранных компаний, особенно в преддверии вступления России в ВТО, все чаще вынуждают российских предпринимателей перенимать у своих западных коллег не только торию и опыт ведения бизнеса, но и опыт исследований предпринимательских рисков. Конечно, хорошо учиться на чужом опыте и чужих ошибках, однако, сфера российского бизнеса имеет свои, и весьма значительные, особенности. Осуществлять исследования предпринимательских рисков всегда необходимо со всей тщательностью и осторожностью - неотъемлемыми спутниками данной деятельности и, естественно, не нарушая действующего законодательства. Практическим опытом таких исследований, в рамках обеспечения стратегического превосходства в бизнесе, владеет весьма ограниченный круг российских предпринимателей и коммерческих структур, впрочем существующие краткосрочные учебные программы позволяют овладеть набором знаний, навыков и умений, адаптированных к условиям российского рынка и доступны любому бизнесмену, стремящемуся достичь успеха в своей деятельности. НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТ ГЕНРИХ ЛЕМКЕ |
Контакты: Эл. почта: genrih-lemke@mail.ru |
КОММЕРЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА |
Ни шагу без разведки - закон войны |